Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

краеведение - экспонаты

Индекс материала
краеведение
экспонаты
Все страницы






утюг
img_7592

«Утюг с заслонкой и

 нагревательной пластиной

 внутри»   

                                                        «Утюг угольный»

                                         нач.20 века 

                                             Материал: чугун 

                                              Размер: 21 Х 20 см

До появления электричества В прошлом для нагрева утюгов их ставили на печь либо в них (угольный утюг) клали горячие угли. Существовали также спиртовые утюги. В старину утюги преимущественно изготовляли из чугуна. Смысловое значение (древ.турк) словосочетание "Утюк": "ут"-огонь, "юк"-положить...


Гребень для прялки

img_7593

Деревянные гребни для чесания шерсти были ручными и большими  стационарными … Чтобыпрялки стояли твердо и вертикально, пряха ставила донце на  скамью и садилась на него.
Гребень-чесало. Чтобы очистить шерсть от мусора, перед прядением её "били" специальными приспособлениями на деревянных решётках, разбирали руками или чесали гребнями – железными и деревянными.





Прибор для стирки

img_7594


лапти

img_7595

Лапти - Во все времена наши предки охотно обувались в лапти — «лапти», «лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги», — причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Практиковалось и «подковыривание» (подшивание) лаптей кожей. Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — специальных мастерских не было очень долгое время. При археологических раскопках во множестве найдены остатки стоптанных лаптей, заготовки и инструменты для плетения — кочедыки.

На Руси всегда  занимались плетением. Результатом плетения являются лапти. Плели лапти из пеньки (конопли). Пеньку набирали в снопы, обмолачивали. Семя шло на изготовления масла, а стебель растения представлял собой пеньку. В местах добычи торфа вырывали канавки, которые заполнялись водой. В них опускали конопляные снопы сроком на 21 день, чтобы лыко отстало. (лыко – второе название пеньки). Через 21 день снопы вынимали и ставили стоя под пелену. Оставляли в таком положении пока не стечет вода. Сушили как и лен (расстилали на земле). Мяли на мялке и выбивали кострику. Из полученной пеньки вили веревки. Потом свивали шнур из 2-х веревок. Натягивали шнур на колодку (колодка изготовлялась по мерке ноги). В колодку забивали четыре гвоздя. Все это оттягивали веревкой. И плели лапти. Сначала делали основу. Подошву плели толстой веревкой, а остальную часть тонкой. Во время плетения поддевали свайкой (похоже на шило, только не острое). Дальше процесс плетения лаптей напоминал процесс плетения коробки.  (из воспоминаний Корольковой Т.И.)

В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несёт в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.
Принято считать, что лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?
Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.
Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называлиплетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса –волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти - пятеры лапти сплести» - гласила пословица. А у наших соседей шведов существовал даже термин «лапотная миля» - расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры (как это, увы, делалось в позднейшие времена), березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Трудно, однако, предположить, чтобы язычники, с почитанием относившиеся к деревьям, поступали столь душегубски. Всего вероятнее, они владели различными способами брать часть коры, не губя дерева. Этнографы пишут - такие приёмы были известны, например, американским индейцам, умудрявшимся раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы... Или весь секрет в том, что, по авторитетному мнению учёных, большая часть народа - как в городах, так и на селе - от снега до снега ходила в основном босиком.




Накидка на подушки

вышивка "белая строчка"

img_7596

Тамбурный шов – был известен в России давно и назывался «шов в цепки», т.е. цепочный. 

В 19 веке для этой вышивки были введены круглые пяльца с натянутой тканью. Напоминали барабан. Тамбурный шов – это следующие друг за другом мелкие петельки. Вышивальщица вела шов по контуру, а затем заполняла середину. 

В сочетании с другими вышивками тамбурный шов относится к наиболее красивым и декоративным. Использовался для вышивки платьев и платков, предметов быта и сумок, кошельков, портьер и скатертей. Для работы подбирали мягкий и тонкий рисунок, сочные цвета. К концу 19 века становятся популярными панно вышитые тамбурным швом. 

В конце 20 века в момент возрождения многих видов шитья, тамбурная вышивка появляется в отделке костюмов и белья, предметов быта. Швейные машины для вышивки используют тамбурный шов, как основной для отделки изделия.



Каски военные

военный трофей


img_7598

Немецкий стальной шлем
По бокам шлема имелось две трубочки –
«рожки»,
которые выполняли двефункции. Во-первых,
осуществляли вентиляцию. Во-вторых,   на них навешивалась тяжелая бронепластина,
так называемый Stirnpanzer.
 Русский стальной шлем образца 1940 года
— "Лысьвенская каска". С 1940 года и по Наши
дни этот стальной шлем не претерпел никаких изменений...




прялка

Дополнительный материал
русская прялка

img_7600

Прялка – это предмет, с которым отождествляется народный быт древности – символ женского рукоделия. Но при этом прялки изготавливались исключительно мужчинами. В древности прялку называли «пряслице» - именно так звучит название на древнерусском языке.

Прялки очень ценились рукодельницами на Руси, прядение имело огромное значение и считалось, что у всех прях были святые покровители. Процесс прядения длился, начиная с первого дня осени и до самой масленицы.




штык

img_7601

Штык (от польск, sztych), холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу ружья (с 19 в. — винтовки, карабина, автомата) для штыкового боя. Ш. появился в середине 17 в. во Франции (назывался байонет). Первоначально — укороченное копье, древко которого вставлялось в канал ствола ружья; в кон. 17 в. стали изготовлять цельнометаллический Ш. с трубкой, насаживавшейся на ствол. Это позволяло производить заряжание и стрельбу с примкнутым Ш. В России Ш. был принят в начале 18 в. В различных армиях существовали Ш. гранёные (3-и 4-гранные), клинковые (Ш.-тесак), отъёмные и неотъёмные. На вооружение советских войск после 2-й мировой войны 1939—45 поступил Ш.-нож — плоский клинок (с одной стороны с зубьями) с рукояткой для удержания в руке, приспособлением для примыкания к оружию и ножнами; может использоваться и как пила.




Челнок и веретено

img_7602

Для прядения выбирают длинное деревянное веретено. Для пряжи из овечьей шерсти основной остевой нити из х/б или другого материала не требуется. Из кудели шерсти, которая размещается на прялке или рогатине, при помощи трех пальцев вытягиваются волокна и привязываются к средней части веретена. Правой рукой крутят веретено, держа его за носок, а левой рукой вытягивают волокна. Длинную спряденную нить (сорок-пятьдесят сантиметров) наматывают на пальцы левой руки и накручивают на центральную часть веретена. Нить закрепляют на носке скользящем узлом и продолжают прясть, накручивая готовые нити от середины веретена по направлению к низу, а потом наматывание производят на верхнюю часть веретена. Для вязания необходимо сформировать нить с двух веретен путем скручивания. При прядении важно уделять внимание однородности, тонкости и ровности пряжи, от этого будет зависеть качество выполняемых из нее изделий.




Ступа

img_7603

Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенное для этой цели ступа выдоблена из дерева. высота достигает 80 см, глубина — 50 см, диаметр — 40 см. Деревянный пест изготовлен до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.




Узоры вышивка 

вышивка гладью

(40-е г)


img_7604

Цветная гладь относится к тем швам, которые использовались в России задолго до 18 века. Известны работы гладью 15 века. Особенностью шитья гладью является заполнение узором всей ткани близко и беспорядочно лежащими стежками. Этот тип шитья требовал предварительного нанесения рисунка на ткань. Большая роль гладьевым швам отводилась при изготовлении знамен, церковного облачения, украшению мелких бытовых вещей: кошельки, сумочки, кисеты, платочки. Гладью имитировали узоры ткани. Используемые в дворянском быту и среди городского населения вышивка гладью отражала вкусы и эстетические взгляды людей этого круга. 

Данный вид шитья имел свои особенности; возможность довольно точно передавать живописные произведения с их тонкими цветовыми нюансами и определенным положением мазков привела к частому повторению в шитье гладью пейзажей, бытовых сцен, портретов. 

Появление белой глади в России связано с введением в костюмы кружева, рюшей, жабо. Особенное влияние уделялось английской глади, в котором узор создавался прорезными дырочками. Современный вариант шитья.




Гильзы от снарядов

Гильзы и снаряды танковой пушки

img_7608

Снаряды для танковых и зенитных пушек были одинаковые, отличались только гильзы. Гильза танковой пушки — латунная или стальная, коническая, имеет проточку для выбрасыватели и характерный широкий кольцевой выступ перед проточкой. На гильзах к зенитным пушкам системы  кольцевого выступа нет.



Накидка на кровать (1940 год)

плоское вязание крючком

img_7610

Вязание крючком – одно из самых древних видов декоративно-прикладного искусства и этому виду рукоделия более трёх тысяч лет. Вязаные вещи находили в древних захоронениях Египта, Греции, Рима. С V в. вязание практиковалось на Востоке, а к IX в. распространилось и в Европе.

Существует два способа вязания: плоское и круговое. В простом вязании крючком при плоском вязании возможно направление движения вперёд и назад (с поворотом в конце каждого ряда и вывязыванием петель поворота) — при таком вязании отсутствует изнаночная сторона, либо только вперёд, с обрывом и закреплением нити в конце каждого ряда. В круговом вязании изделия вяжутся либо цилиндрической формы (без шва), либо круговой.

При вязании крючком рабочая нить придерживается большим и указательным пальцами левой руки. Крючок держится в правой руке большим и указательным пальцами с опорой на третий палец. Нить набрасывается на крючок, продетый в свободную петлю, и вытягивается через неё. Основные типы петель в вязании крючком: воздушная, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами.





салфетка

круговое вязание крючком

img_7777

Вязаныеизделия недолговечны и требуют особой заботы и внимания