Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Вязание – один из интересных и полезных видов рукоделия. Техника его прошла через века и в наше время получила большое развитие. Множество красивых, полезных, необходимых вещей можно изготовить, умея вязать.

Вязание крючком появилось впервые на Востоке. Вязание спицами было изобретено в Англии У. Ридером в 1564 г., и уже через 5 лет был сконструирован первый вязальный станок и открыт цех по производству трикотажа.

ПОДРОБНЕЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


(Из воспоминаний Корольковой Т.И.)

ВЯЗАНИЕ



В прошлом в каждом доме девочки 9-10-летнего возраста начинали вязать для себя, для своих младших сестренок и братишек шапочки, варежки, кофточки. Для вязания использовались различные нитки: шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые и т. д. но чаще всего использовали шерстяные нитки. Вещи, связанные из шерстяной пряжи, эластичны, пористы, хорошо сохраняют тепло, удобны в носке. Часто использовали старые нитки, так как не всегда была возможность приобрести новые; кроме того, у каждого в доме имелись старые или надоевшие вязаные вещи, которые можно распустить. Изделия из старых ниток получаются не хуже, чем из новых, кроме того, девочки имели возможность придумывать новые варианты, комбинируя нитки различных цветов. Вылинявшие нитки, а также нитки неподходящего цвета перекрашивались. Использование старых вещей приучало девочек к бережливости, экономности, давало практические возможности к постоянному обновлению своего гардероба.

Качество вязанных изделий зависело от качества пряжи. Изделия из сильно скрученных ниток получались жесткими и неэластичными, хуже сохраняли тепло. Поэтому для вязания использовали слабо скрученные нитки. Нитки по толщине подбирали в соответствии с видом изделия, которое будет из них изготовляться. Например, для свитеров, носков, шарфов – использовали более толстую пряжу, для детских вещей – более тонкую, для кружевных изделий – тонкие нитки. Некоторые рукодельницы к шерстяной нитке добавляли слабо скрученную шелковую. Изделия, связанные в сочетании шерсти с шелком – очень красивы.

Шерстяную пряжу – натуральные волокна животного происхождения, получали из шерсти овец и коз. Хлопчатобумажную пряжу – волокна растительного происхождения, получали их льна. Шерстяные нити были ручного происхождения.

Льняные ткани подобны хлопчатобумажным тканям. Лен сеяли отдельно от конопли. Процесс получения ткани и нити из льна похож на процесс получения ткани и нити из замашек. (см. дальше). Пряжа из льна получалась тоньше и нежнее, чем пряжа из замашек. Ткань из замашек была очень грубой, нить толстой. Для получения тонкой нить льняную пряжу тянули на пряхе. Такой нитью и вязали и шили.

Из шерстяной пряжи получали много необходимых вещей. Вязали платки из белой шерсти. В таких случаях имели в хозяйстве белых овец. Овец стригли в ручную специальными ножницами. Перед стрижкой овец обязательно мыли на речке, иначе шерсть получалась скомканная. Шерсть перебирали руками (чесали шерсть).

Прежде чем приступить к вязанию, надо подготовить нитки. Пряжу сматывали в небольшие мотки (100-150 г), слабо перевязывали в нескольких местах, а затем стирали в теплой воде. При стирке нитки не терли, так как они могли сваляться, а сжимали и разжимали их. После стирки шерсть прополаскивали в теплой воде. Затем слегка отжимали в ткани и сушили в подвешенном состоянии. После того как нитки высохнут, их сматывали в клубок. Сматывали очень слабо, не вытягивая. На пальцы левой руки сматывали часть ниток, снимали их, держали большим и указательным пальцами и снова через пальцы сматывали следующую часть ниток и т. д. Смотанная пряжа, таким образом, не теряла своей эластичности, а клубок получался большим и мягким.

Готовые вязаные изделия стирали и сушили, разложив на куске материи на плоской поверхности. Если изделие вязали по частям, то их стирали перед сшиванием.

Нитки для вязания крючком употребляли разнообразные: шерстяные, полушерстяные, шелковые, хлопчатобумажные. Иногда употребляли нитки в сочетании двух сортов, например: шерсть с блестящим шелком, хлопчатобумажные нитки с блестящим шелком или шелковой тесьмой.

Вязальные крючки были металлические, деревянные, костяные; короткие и длинные; различной толщины. Для работы их выбирали по толщине пряжи.

Для вязания изделий из шерстяной пряжи, как правило, употребляли толстые крючки – металлические, деревянные, костяные. Тонкий металлический крючок выбирали для вязания особо ажурных изделий. Часто для получения ажурного поля использовали толстый крючок и тонкие нити.

Нити для кружевных изделий подбирали в зависимости от вида предмета, его назначения. Кружевные салфетки и украшения должны хорошо стираться, кипятиться, поэтому их вязали из катушечных или других хлопчатобумажных ниток. Шелковые нити употребляли для вязания воротничков, блуз, чулок и т. д.

Края тонкой льняной ткани обвязывали хорошо крученными нитками, используя тонкий металлический крючок.

ВЫШИВАНИЕ

Вышивание – старинный и любимый многими вид рукоделия. Назначение вышивки как одного из видов декоративно-прикладного искусства – украшать и оформлять быт.

Для русских характерны геометрические узоры, узоры со стилизованными растениями и животными.

Для вышивания требовались: ткань, в частности холстина, нитки, ножницы, наперсток, пяльцы.

Ткань выбирали в зависимости от назначения изделия, например скатерти вышивали на более прочных тканях – на суровом или льняном полотне. Для салфеток пригодны льняные и шелковые ткани. Но чаще использовали суровое или льняное полотно. Нити его хорошо видны, а серый и белый цвет – наиболее подходящий фон для вышивки.

Холстину пряли из замашки. Раньше практически в каждом доме сеяли коноплю. Впоследствии из конопляных всходов выбирали замашку (дергали из земли, а коноплю оставляли). Выстилали по земле, как сено. В таком состоянии оно лежало 21 день. Через 21 день все собирали. Мяли на мялке. Потом толкли в ступе. Кострику (образовавшийся при толчении мусор) вытряхивали. Полученное сырье надевали на гребень и пряли на пряхе. Нить сновали на сновалке – ложили в мот.

Сновалка состояла из следующих конструкций: 4 вбитые в землю палки, а в середине веретено.

Нить наряжали на стан (так называли ткацкий станок) и ткали холстину. Образованное полотно снимали, скатывали плотно в рулон, как бинт. Летом в кадушку с водой высыпали белку (белый порошок, выполняющий роль красителя). В полученный раствор помещали холстину. Через некоторое время холстину вынимали и расстилали по траве. Так делали несколько раз, пока холстина не станет мягкой. После чего скатывали. По желанию рукодельницы холст можно было покрасить в любой цвет. Чаще всего красили в растворе, приготовленном из коры ольхи. Для этого нарезали ветки ольхи, сдирали с них кору, ложили в чугун с водой и помещали в печь, отстаивали до тех пор, пока вода становилась красной. Окрашенная таким образом холстина становилась красной. Из холстины шили рубашки, брюки и т. д. также вышивали разные узоры.

При вышивании употребляли различные нитки – ирис, мулине, льняные, шелковые – в зависимости от вида вышивки, от материи и рисунка. Нитки выбирали мягкие, не сильно скрученные. Для цветной вышивки подходили бумажное и штапельное мулине, ирис, шелк. Часто стираемые изделия вышивали хлопчатобумажными и льняными нитками (ирис, мулине), так как шелковые нитки темнеют от воды и кипячения, да и не каждая рукодельница могла похвастаться наличием таких нитей в своей коллекции. Многие вышивки делали на пяльцах.

Современная вышивка отличается строгостью композиционного решения, простотой цветовой гаммы. Это соответствует требованиям современного стиля убранства помещений, покроя одежды.

                                                            ПЛЕТЕНИЕ И ТКАЧЕСТВО

Шерсть применяли для изготовления ковров. Ткали ковры на станах (ткацкий станок). Коврики ткали одноцветные, с рисунком в поперечную полосу, а также пестрые – многоцветные. Для получения пестрого коврика использовали несколько различных по цвету ниток, сложенных вместе. Если для изготовления ковра брали не слишком толстые нитки, то его использовали в качестве покрывала для софы.

Помимо всего прочего занимались плетением. Результатом плетения являются лапти. Плели лапти из пеньки (конопли). Пеньку набирали в снопы, обмолачивали. Семя шло на изготовления масла, а стебель растения представлял собой пеньку. В местах добычи торфа вырывали канавки, которые заполнялись водой. В них опускали конопляные снопы сроком на 21 день, чтобы лыко отстало. (лыко – второе название пеньки). Через 21 день снопы вынимали и ставили стоя под пелену. Оставляли в таком положении пока не стечет вода. Сушили как и лен (расстилали на земле). Мяли на мялке и выбивали кострику. Из полученной пеньки вили веревки. Потом свивали шнур из 2-х веревок. Натягивали шнур на колодку (колодка изготовлялась по мерке ноги). В колодку забивали четыре гвоздя. Все это оттягивали веревкой. И плели лапти. Сначала делали основу. Подошву плели толстой веревкой, а остальную часть тонкой. Во время плетения поддевали свайкой (похоже на шило, только не острое). Дальше процесс плетения лаптей напоминал процесс плетения коробки.

Сейчас многие дома украшены предметами народного творчества. Это и салфетки, скатерти, коврики, занавески и т. д. Занятия по рукоделию и по вязанию способствует развитию внимательности, точности и терпеливости, воспитывают художественный вкус. Любая вещь, даже если она выполнена безукоризненно в техническом отношении, не будет иметь вида и даже может выглядеть некрасивой, если колорит красок подобран плохо, выбран несоответствующий по форме или устаревший фасон.